Мне бы в небо: чем на самом деле занимаются бортпроводники и как стать стюардессой, если ты продавец кукурузы

Мне бы в небо: чем на самом деле занимаются бортпроводники и как стать стюардессой, если ты продавец кукурузы

Кадр из фильма "Вид сверху лучше"

Когда по улице идут стюардессы, сворачивают шею все. Эта профессия всегда была окутана множеством мифов. Кто эти красивые девушки? Правда ли, что бортпроводницами могут быть только модели? Кому нужно продать душу, чтобы стать одной из них?

Vgorode все узнал. И знаете, нам так понравилось, что мы решили отправить одну из наших журналисток в небо. Но обо всем по порядку. 


Полетели 

На вопросы, связанные с работой стюардессы, нам ответила Юля Орел, бортпроводник-инструктор авиакомпании МАУ. Летать она начала в 22 года и расстаться с небом не может уже 10 лет.

Юля Орел летает уже 10 лет

Юля Орел летает уже 10 лет

Стюардессой она стала благодаря своим друзьям, которые учились в летной академии. Когда Юля выпустилась из Киевского университета туризма, экономики и права, она пошла работать по своей профессии, а ее товарищи - по своей. Спустя время она встретила одного из них.

- Я говорю: "Так устала сидеть в офисе". А он: "Ты же мечтала в университете с нами летать...". Да, мечтала. Они должны были стать пилотами. Мне хотелось в стюардессы. Но при этом постоянно твердила, если когда-нибудь приду на борт и увижу кого-нибудь одного из них за штурвалом - ноги моей в этом самолете не будет. Теперь все эти ребята летают командирами. В общем, поговорили мы с другом, и он убедил меня подать резюме. 


Хочу стать стюардессой: с чего начать?

- Просто подаете заявку на сайте авиакомпании МАУ. Ее рассматривают, и если вы подходите, вам перезвонят и пригласят на собеседование. В резюме есть определенные требования: рост, вес, внешность, возраст, обязательно прикрепить фото. Если вы подходите по данным параметрам, то сотрудники HR-отдела приглашают на собеседование.


Какой нужно быть?

- Для девушек рост 164-170 сантиметров, для парней - 170-175. Такие требования устанавливаются для того, чтобы было удобно работать на борту. Например, дотягиваться до полок с ручной кладью. А вес вычисляется по формуле: рост в сантиметрах минус сто. Возраст - до 27 лет.

Еще не берем людей с татуировками на видных местах. Хотя часто бывает так, что мы даем шанс вывести татуировку и прийти снова. То же самое касается и неровных зубов. Этот дефект сегодня можно исправить - брекеты, и через год мы снова ждем.

С весом аналогичная ситуация. Если человек нам подходит, но немного полноват – сбросьте вес и приходите.

Какого-то профильного образования не нужно. Главное, чтобы было высшее. А так среди нас есть и ветеринары, и врачи, и логисты.

Если хотите стать стюардессой - никогда не делайте татуировки на видном месте

Если хотите стать стюардессой - никогда не делайте татуировки на видном месте


Подошла. Что дальше?

- Если человек подходит нам по предварительной заявке, мы приглашаем его на собеседование. Отбор занимает один день и включает в себя несколько этапов: индивидуальный диалог с комиссией, групповой тест с психологом и собеседование с преподавателем английского языка.

На индивидуальном собеседовании каждый из кандидатов общается с комиссией, состоящей из 3-4 человек. Тут могут задавать любые вопросы: расскажите о себе, что знаете о компании МАУ, что знаете о работе бортпроводника, расскажите какое-нибудь стихотворение, задаем различные стрессовые ситуации. На этом этапе кандидату важно показать, насколько он красиво и правильно говорит, как быстро переключается с одного языка на другой, насколько он открыт, гибок, коммуникабелен.

Далее идет групповой тест. Там смотрят, насколько вы умеете работать в команде и взаимодействовать с другими людьми.

Ну и напоследок - английский язык. Уровень должен быть выше среднего.


Прошла все этапы. Что потом?

- Если успешно прошли все этапы, дальше вас ждет медкомиссия. Все ее очень боятся, потому что после медосмотра многие отсеиваются. Обследуют все - от макушки до пяток.


У меня аллергия на кошек. Это проблема? С какими болезнями не возьмут?

- Все очень боятся проходить именно лора, ведь от его заключения многое зависит. Главное, чтобы была ровная перегородка носа, поскольку когда летаешь, а у тебя с этим проблемы или, например, гайморит, будет закладывать уши, а могут вовсе лопнуть барабанные перепонки. Так что ухо-горло-нос должны быть идеально здоровыми. Естественно, если определенные анализы крови не в порядке или гипертония у вас, тут тоже без вариантов.  

А вот насчет зрения - здесь принимает решение окулист. Вообще бортпроводник в очках или линзах - это допустимо.

Бортпроводники проходят тщательное медобследование, противопоказаний для работы на высоте быть не должно

Бортпроводники проходят тщательное медобследование, противопоказаний для работы на высоте быть не должно


А долго учиться?

- Приблизительно полтора месяца. Стажеры узнают, кто такой бортпроводник, его обязанности. Очень досконально изучают аварийно-спасательное оборудование.

Кандидаты, когда попадают в наш учебный центр, забывают, что такое жизнь вне его стен. Они учатся с 8:30 до 17:30. Потом приходят домой и весь тот материал, который им дается, повторяют. 

В конце курсов бортпроводники сдают тесты. Если с экзаменом они справляются успешно, впереди их ждет 30 летных часов с инструктором.

Обучение оплачивает авиакомпания МАУ.


И вот я - стюардесса. Как я должна выглядеть?

- У нас есть несколько вариантов униформы. Все модели для нас разработала дизайнер Ирина Каравай. Моя любимая форма, мы ее называем "Шанель", - это приталенный пиджак с рукавом три четверти, юбка, блузка и кожаные желтые перчатки, в которых мы встречаем и провожаем гостей. Еще есть летняя форма - укороченный пиджак и блузка. Зимний вариант -  белая рубашка, джемпер, желтый шарф, юбка или брюки. Все темно-синего цвета, чтобы не было ярко.

Каблук должен быть не больше трех сантиметров. Колготки телесные или бежевые. Волосы собираем в аккуратный пучок. И обязательно яркий макияж, ведь в самолете плохое освещение, оно обезличивает. Поэтому мы делам акцент либо на глаза, либо на губы. В нашем учебном центре даже есть курсы, на которых учат правильно краситься и делать прическу.


Экипаж – это одна семья?

- Каждый рейс - это новая команда. Мы никогда не летаем постоянно с одними и теми же людьми. Тут уже как компьютер разбросает. Но в первую очередь, экипаж - это команда. У нас есть старший бортпроводник, он распределяет, кто на каких позициях будет работать в рейсе. Перед каждым полетом проходит брифинг, на котором мы обсуждаем все рабочие моменты.

Бортпроводники - это слаженная команда, которая

Экипаж - это слаженная команда, подчиняющаяся командиру


А что категорически запрещено делать стюардессе?

- Во время рейса нам нельзя кушать, поправлять макияж при пассажирах. Запрещено также говорить на темы, которые касаются авиакомпании и громко на личные темы.

Кстати, многие думают, что бортпроводникам нельзя уходить в декрет. Но это заблуждение. Девушки рожают, потом приходят, проходят курсы переквалификации и снова летают.

И еще одно заблуждение, мол, бортпроводникам нельзя знакомиться с пассажирами. Так вот ни в одной авиакомпании в мире не запрещено заводить друзей. Некоторые стюардессы выходят замуж за своих пассажиров. Какая разница, где найти свою любовь? У меня, например, очень много друзей, как мужчин, так и женщин, с которыми я познакомилась во время рейса.

Среди пассажиров стюардессы иногда находят не только друзей, но и свою вторую половинку

Среди пассажиров стюардессы иногда находят не только друзей, но и свою вторую половинку


Поговорим о главном. Какой график работы? Сколько платят?

- В конце 20-х чисел каждого месяца мы получаем график на месяц вперед. Тут сразу видно, когда у нас выходные, а когда рейсы. Занимается этим специальный отдел планирования. Никакой дедовщины, мол, если сотрудник только пришел, то он летает исключительно по Украине, у нас нет. Отправляют сразу и в международные.

Время отдыха после рейса должно быть не меньше двойного рабочего. То есть если ты отработал 8 часов, то следующий рейс могут поставить только через 16.

Зарплата состоит из ставки, летных часов и премиальных. Плюс командировочные, если пересекается граница.


Я всю жизнь буду стюардессой? Или можно получить какое-то повышение?

- Если человек показывает себя в работе положительно, у него есть возможность стать старшим бортпроводником. Это главный человек в бригаде. Потом он может стать инструктором-бортпроводником.

Лично я прошла все эти стадии. И теперь у меня как у бортпроводника-инструктора есть очень много разных направлений для развития: обучать, проводить тренинги, вести направления связанные с продажами на борту.


И о самом приятном. Где успели побывать?

- Я не была в Австралии и Южной Америке. А так на всех континентах побывала. Нью-Йорк - это мой город №1. Вот в этом месяце лечу опять туда. Там я себя чувствую максимально свободной. Дубай покорил. Рим обожаю. Вена и Бангкок. Вот это мои самые любимые места.

Любимый город Юли - это Нью-Йорк

Любимый город Юли - это Нью-Йорк


Поделитесь секретами. Где лучше шоппиться?

- Обязательно нужно побывать в Америке в Черную пятницу. Я вам рекомендую. 

В Дубае нет таких скидок, но там есть магазины, которые не оставят равнодушными. В основном с местной бижутерией. Такого нет ни в одном другом городе.


Куда отправляться в гастро-тур?

- Насчет гастро-тура…Я всегда хотела попробовать в Азии жучков, но все еще не решаюсь. Люблю пробовать что-то местное. Из Греции обязательно привожу сыр халлуми. Из Вены - это пирожные и сладости. Дубай - орехи. Азия - рыба. Но настоящий гастро-тур нужно устраивать в Италии. Паста с морепродуктами…это нечто.

Благодаря своей работе, Юля побывала почти во всех странах мира

Благодаря своей работе, Юля побывала во многих странах мира


Где самый приятный отдых?

- Отдых я предпочитаю пассивный, на берегу моря или океана. Поэтому мне нравятся Таиланд и Дубай. А Шарм-Аль-Шейх друзья, смеясь, называют моей дачей. Там очень красивое море, как в мультике "Немо". 

Самое красивое море в Шарм-эль-Шейхе. Не игнорируйте советы Юли, когда выбираете, где отдохнуть

Самое красивое море в Шарм-эль-Шейхе. Не игнорируйте советы Юли, когда выбираете, где отдохнуть


Тест от Vgorode

Истории Юли нас вдохновили. Vgorode решил протестировать, насколько легко пройти отбор на бортпроводника (спойлер: не легко. Совсем не легко). Для этого мы выбрали из нашей редакции журналистку, которая более-менее подходит под параметры, о которых рассказала Юля. И вот, что получилось после того, как мы заполнили анкету на сайте. 


За день ДО. 14:30

Звонок.

- Алло, Дарья, здравствуйте. Завтра у вас собеседование на бортпроводника. На месте нужно быть не позднее 9:30. Возьмите с собой туфли. Одежда - юбка, блузка, пиджак, обязательно бежевые колготы. И вечерний макияж. До встречи.

Ого, думаю. Если туфли и юбка у меня есть, то все остальное придется собирать как конструктор. Весь вечер распутываю клубок: покупаю рубашку, учусь делать пучок (боже, храни YouTube), выглаживаю одежду на завтра. С макияжем разберемся утром. Завожу будильник с запасом, не могу отказаться от блаженных лишних 5 минут сна.


День Х. 7:45

Будильник честно звонил. Я его честно игнорировала. Сборы начались в 8:00. За час успела сделать прическу с тонной лака и накраситься. Если честно, нервный процесс. Подумалось, что  каждое утро так начинать я не готова. 

Легкий дневной макияж стюардессы

Легкий дневной макияж стюардессы


День Х. 9:00

Пока иду к метро, еду в вагоне, поднимаюсь по лестнице – на меня все смотрят. И тут я вспоминаю, что тоже заглядываюсь на стюардесс, когда вижу их рядом. Добрый знак?


День Х. 9:30

Я на месте. Выхожу из лифта, там уже стоят несколько девочек. Видно, что нервничают.

- Вы первый раз? – спрашиваю.

- А вы что, нет? – отвечают.


День Х. 10:00

Мы заходим в аудиторию и тут знакомимся с нашими сегодняшними интервьюерами. Одна из них нас приветствует и немного вводит в курс дела. Строго и по сути.

Представитель комиссии рассказывает, что если мы успешно пройдем все сегодняшние этапы, то дальше нас ждет медкомиссия. За нее надо будет заплатить 2 тысячи гривен. Эту сумму вернут, если нас возьмут на работу. Во время учебы платят стипендию – тоже 2 тысячи гривен. После обучения с бортпроводниками заключают договор на 9 месяцев. Из них 2 – обучающие полеты, а остальные уже в качестве действующего сотрудника авиакомпании. Средняя зарплата - 15 тысяч гривен.

Если за это время компания захочет с тобой попрощаться, ты должен вернуть сумму за обучение, пропорциональную времени, которое проработал. Учеба стоит около 10 тысяч гривен.

Мне очень понравилось, что на стол выложили сразу все карты. Легко принимать решение, когда знаешь, что тебя ждет.

После короткого введения нам показывают красивый мотивирующий видеоролик о процессе обучения. Мне захотелось прокатиться на одном из тренажеров – надувной горке. И в бассейне поплавать со спасательным жилетом.


День Х. 10:15

Мы снова выходим в коридор, где из нас выстраивается живая очередь на собеседования. Занимаю 10-е из 13 мест. В группе всего два парня. Песня про то, что на 10 девчонок по статистике 9 ребят была весьма оптимистичной.

Все нервничают, и каждый справляется с этим как может: поправляет макияж, читает какие-то распечатки, шутит. Потихоньку начинаем знакомиться. 

Люди сюда пришли совершенно разных профессий. Кто-то работает официанткой, один парень физрук, из второго вообще слова не вытянуть, разведчик что ли. Есть девушка-юрист, две подруги - учительницы в школе. Все очень красивые, и рубашки у них выглажены намного лучше моей.


День Х. 10:30

Кандидата собеседуют недолго. Были девочки, которые сразу отсеялись. Например, у одной татуировка на ноге, а вторая еще учится. По моим ощущениям разговор длится не дольше 5 минут.

Спрашивают все, что захотят. А если унитаз забьется, не побрезгуешь почистить его? А сможешь делать искусственное дыхание умирающему человеку? Продайте нам чай. Продефилируйте, пожалуйста.

Собеседование проходит на украинском языке. Но интервьюеры иногда переключаются на русский. И тут надо быть очень внимательным, потому что по этикету мы должны отвечать на том языке, на котором к нам обратились.

В коридоре витала атмосфера приятного волнения. Я даже сама начала переживать за итог. Для меня стало реально важным пройти дальше.


День Х. 10:45

Моя очередь. Еще перед тем, как зайти в комнату я для себя решила: главное, много шутить. Не знаю, почему мне показалось это уместным.

Здороваюсь и присаживаюсь напротив комиссии. Меня просят представиться. Сразу спрашивают насчет татуировки за ухом. Вру, что выведу потому, что страшно интересно, что же будет на следующем этапе.

Комиссия в тот день состояла из 3 человек

Комиссия в тот день состояла из 3 человек

Сначала идут стандартные вопросы: кем работаете, что привлекло в профессии бортпроводника, где учились.

Рекрутеры замечают, что мне тяжело говорить на украинском языке. После этого начинается маленькое шоу.

- Предложите нам кофе на красивом украинском языке.

- А мне надо встать? – задаю идиотский вопрос

- Конечно, сидя же вы не будете это делать.

На собеседовании вас проверяют на все

На собеседовании могут задать вопрос на самую неожиданную тему

Сразу скажу, что это была не очень успешная сделка купли-продажи. Очень сложно продавать, когда ничего не знаешь о товаре. Коротко: я пыталась продать кофе на борту самолета за 25 гривен. Мои пассажиры расспрашивали о том, откуда кофе, растворимый или нет. А  в конце попросили бесплатно подлить коньяка в качестве компенсации за мою неосведомленность. Но я отказала. По итогу пассажиры попросили книгу жалоб и предложений.

- Ну, ничего, - думаю. - Главное, что улыбалась.

Пытаюсь продать кофе за 25 гривен

Пытаюсь продать кофе за 25 гривен

Сажусь, выдыхаю. Но тут раунд второй. Что делать, если пассажир жалуется на то, что сзади него сидит мама с орущим ребенком. А этой самой маме режет глаза свет на борту? Исключительно по моим ощущениям, с этой задачей я справилась чуть лучше. Маме с ребенком предложила плед и подушку. А беспокойной пассажирке - пересесть на свободное место. После этого меня просят продефилировать и отпускают.

Последнее задание - дефиле

Последнее задание - дефиле

Меня собеседовали дольше всех. То ли сразу не понравилась, то ли пытались дать шанс. В коридоре уже начала собираться вторая группа кандидатов, которой назначено на 11:00.


День Х. Итог

Еще вначале нам сказали, что рекрутеры могут отказать кандидатам без объяснения причины. Из 13 фамилий назвали всего 5. Меня в списке не оказалось. Обидно.

После поздравления тех, кто прошел, меня попросили остаться. Время раскрывать все карты. Пресс-секретарь МАУ была в курсе нашего маленького эксперимента, а вот комиссия нет.

Мне честно называют причины, почему я не подхожу. Не взяли потому, что у меня несколько дырок в ухе, татуировка, им не понравилось, как я разговариваю на украинском языке, моя неровная осанка и плохо выглаженная рубашка. Зато отметили мою улыбку и похвалили прическу и макияж.

Несмотря на то что мне не удалось продвинуться дальше первого этапа, я рада, что попробовала. Мне очень нравится идея того, что если в какой-то момент мне захочется поменять свою жизнь, я смогу убежать в небо.

Так что если ты сейчас вдруг понял, что офис уже давно не для тебя, заполняй заявку на сайте и пусть мой опыт будет полезным для тебя. Главное, держи осанку ровно и попроси маму погладить тебе рубашку.